Троллейбусная афера в Херсоне: сговор поставщика с местными руководителями

Попытка покупки в Херсоне металлолома в виде 12-ти чешских троллейбусов за 13 миллионов гривен коммунальным предприятием «Херсонэлектротранс» при содействии местных властей стала самым громким местным коррупционным скандалом этого года, сообщает сайт ХЕРСОН СЬОГОДНІ со ссылкой на МОНИТОР-ЮГ

Напомним, что Служба безопасности Украины проводит уголовное расследование по этому делу, а причастные лица – и.о. директора «Херсонэлектротранс» Егор Устинов и городской голова Херсона Владимир Миколаенко уже допрашивались.

Однако предъявленное публике завышение цены на аукционе на 100 тысяч гривен – незначительное нарушение по сравнению с тем, что произошло на самом деле.

Приобретенные для Херсона чешские троллейбусы Skoda 14Tr 1990-1991 года выпуска полностью выработали свой ресурс. Чешские фирмы продают такие машины в прямом смысле по цене металлолома. Это примерно 2 тысячи евро за единицу (меньше 60 тысяч гривен).

За такую сумму их приобрела в Чехии подставная фирма с чешской регистрацией, подконтрольная ТОВ «Торговый дом «Литан» из Днепропетровска – поставщику троллейбусов для Херсона.  «Литан» купил их у своей «прокладки» уже в семь раз дороже – по 420 тысяч гривен за единицу. Так произошла первая накрутка цены и превращение металлолома в старые, но рабочие машины. А Херсону на срежиссированном аукционе их предложили уже по 1,1 миллиона гривен за штуку, 13 миллионов за весь набор. Так цену на хлам подняли в 20 раз.

Реальные затраты поставщика – 1,8 миллиона гривен таможенного сбора, 20% НДС от суммы продажи и немного транспортных расходов. Итого не меньше 8 миллионов чистой прибыли. Неплохой подъем! Не удивительно, что Егор Устинов запросил с такой сделки 4 или 5 миллионов отката. Делиться надо честно.

Не стоит думать, что обойденный на аукционе предприниматель из Луцка Анатолий Шворак, пожаловавшийся в СБУ, сделал Херсону лучшее предложение. Его цена за такие же списанные троллейбусы Skoda 14Tr была не намного меньше (1,02 млн. гривен). Любые продажи этих троллейбусов в Украине в последние годы любыми фирмами – это махинации и разворовывание городских бюджетов.

Однако ТД «Литан» – фирма особо печально известная. В отношении ее руководителей уже ведутся уголовные производства по поставке в Одессу в 2015 году трамваев по завышенной цене и по внесению недостоверных сведений в таможенные документы при поставке в 2016 году трамваев в Киев, Николаев, Сумы, Харьков и Тернополь. И репутация фирмы не отпугивает, а скорее привлекает к ней должностных лиц местного самоуправления украинских городов.

Но и здесь херсонские руководители отличились. Мало того, что хотели отдать за металлолом самую большую в Украине цену (в 20 раз превышающую реальную стоимость!), так ещё даже не смогли спрятать концы договорняка. Договор по поставке троллейбусов  с Херсоном подписали 19 октября, а фирма завезла их в Украину еще 12 октября! То есть всё было согласовано заранее – невзирая ни на какие аукционы.

И это не считая того, что «Херсонэлектротранс» обязался перед горсоветом закупить исправные низкопольные троллейбусы. А потом руководитель предприятия Устинов  в присутствии мэра Херсона Миколаенко лгал в глаза журналистам и общественникам, что такого не было.

Металлолом на колесах не нужен городу ни по какой, хоть самой малой, цене. Для городского троллейбусного хозяйства это старье даже не бесполезно, а вредно. На одни ремонты уйдет средств больше, чем можно получить от него дохода.

На вторичном рынке в ЕС предлагают не выработавшие ресурс 15-18-летние троллейбусы «Мерседес». Низкопольные и с кондиционированием. Есть примеры продажи их в Украине по 1,1-1,2 млн. гривен. Но Устинов с Миколаенко думают совсем о другом.

Федор СУМЧЕНКО

СТАНЬТЕ ПЕРШИМ КОМЕНТАТОРМ

Your email address will not be published.


*